Доступная среда
В рамках программы "Доступная среда" в МКДОУ детский сад "Радуга" были проведены мероприятия:
- установлен пандус для детей посещающих компенсирующую группу в здании детского сада расположенного по адресу ул.Гористая, д.4;
- расширены дверные проёмы и заменена дверь в компенсирующей группе;
- ежегодно обновляется методическая база: приобретаются пособия и методическая литература.
В детском саду работают специалисты: учитель - дефектолог, учитель - логопед, педагоги психологи, которые оказывают коррекционную помощь детям.
В детском саду функционируют кабинеты психолога, дефектолога, логопеда, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В кабинетах создана уютная обстановка, имеются необходимое оборудование и пособия для коррекционных занятий (см. документ «Оснащение кабинетов специалистов»).
В нашем саду для детей с ОВЗ со сложной структурой дефекта функционирует компенсирующая группа, в которой созданы все условия для их развития и коррекции (см. фотогалерею). У нас в детском саду разработаны АООП для детей с ТНР и ЗПР, по которым осуществляется образовательный процесс детей с ОВЗ по рекомендациям ТПМПК.
Наличие в МКДОУ детский сад «Радуга» объектов для проведения практических занятий, в том числе использования детьми с ОВЗ и инвалидностью:
наименование ул. М. Мелентьевой/ Петрозаводская |
количество |
группы |
7/3 |
музыкальный /спортивный зал |
1/1 |
кабинет педагога-психолога, логопеда |
2/1 |
кабинет Карельская горница |
1/- |
ИЗО студия 1/-
© Сведения об образовательной организации - Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса - детский сад «Радуга»:
ссылка: https://radugapryazha.ru/about/materialno-tehnicheskaya_baza/
Сведения о наличии библиотек ДОУ, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Библиотека располагается в методическом кабинете дошкольного учреждения.
Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя:
- книги для педагогов (методическая и справочная литература);
- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
- книги для воспитанников: сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
В МКДОУ детский сад «Радуга» значительное место отводится подписке на электронные журналы профессиональной направленности. Дошкольное образовательное учреждение ежегодно оформляет подписку на электронные журналы: «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах», «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Музыкальный руководитель», «Нормативные документы образовательного учреждения», «Справочник старшего воспитателя ДОУ», «Справочник педагога-психолога», «Справочник музыкального руководителя», «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ».
Участники образовательного процесса имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Информация о наличии объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Для развития физических качеств и двигательных умений инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ предусмотрены спортивный (музыкальный) зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах.
1. Спортивный (музыкальный) зал используется для проведения учебных занятий по физическому воспитанию, утренней гимнастики с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп.
2. Спортивная площадка используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики в теплое время года, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, спортивных и подвижных игр. Она оборудована баскетбольными щитами, комплексом для метания, комплексами для лазания, скамейкой, беговой дорожкой, комплексом для развития равновесия – ходьба по возвышенности.
3. Физкультурный уголок в каждой группе используется для активизации двигательной деятельности воспитанников в течение дня. Они оснащены скакалками, массажными и обычными мячами разного диаметра, обручами, кеглями, кольцебросами, массажными дорожками разной фактуры.
Средства обучения и воспитания, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ имеется доступ к сети Интернет, к которой подключены 100% компьютеров ДОУ.
Дети, занимающиеся в кабинетах специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда) имеют доступ к электронным образовательным ресурсам под руководством взрослого, им доступны игры и презентации на платформах МЕРСИБО, ИНФОУРОК, IQsha.ru
Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация питания обучающихся (воспитанников), в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МКДОУ детский сад «Радуга».
Обеспечение питанием обучающихся (воспитанников) за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случае и порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся (воспитанников) за счёт бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления.
ДОУ обеспечивает гарантированное, сбалансированное питание обучающихся (воспитанников) в соответствии с их возрастом.
Продукты питания поставляются в ДОУ организациями на контрактной основе с предоставлением сертификата качества.
Пищевые продукты удовлетворяют физиологическим потребностям обучающихся (воспитанников) и не должны оказывать на него вредного воздействия.
Пищевые продукты, продовольственное сырьё при реализации воспитанникам соответствуют Санитарным нормам и требованиям.
Питание обучающихся (воспитанников) в ДОУ осуществляется в соответствии с примерным десятидневным меню обучающихся (воспитанников) с 2-3 лет и с 3-7 лет.
Организация питания обучающихся (воспитанников) инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ предусматривает необходимость соблюдения следующих основных принципов: составление полноценных рационов питания, использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов, строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям воспитанников (предусмотрен завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин), соблюдение правил этики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и уровня развития обучающихся (воспитанников), проведение необходимой санитарно-просветительской работы с родителями (законными представителями), индивидуальный подход к обучающимся (воспитанникам), с аллергической расположенностью, обеспечение кулинарной обработки пищевых продуктов в соответствии Санитарными нормами и требованиями, контроль за работой пищеблока, организацией питания обучающихся (воспитанников) в группах.
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с утвержденным примерным двухнедельным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ от 27.10.2020 № 32.
Детям с аллергическими реакциями, на основании справки от педиатра, производится замена блюд.
Питание 5 - ти разовое:
- первый завтрак с 8.30 до 9.00,
- второй завтрак с 9.50 до 10.00,
- обед с 11.30 до 13.00,
- полдник 15.00 до 15.15,
- ужин с 16.00 – 16.40 в зависимости от возраста детей и их распорядка дня.
Пищеблок в учреждении, в достаточном количестве оборудован современным технологическим и холодильным оборудованием, специальной посудой и инвентарём.
Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Задачи МКДОУ детский сад «Радуга» по охране здоровья обучающихся (воспитанников), в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
- Организация питания обучающихся (воспитанников).
- Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
- Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда.
- Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся (воспитанников), для занятия ими физической культурой и спортом.
- Продолжение обучающимися (воспитанниками) в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
- Обеспечение безопасности обучающихся (воспитанников) во время пребывания в ДОУ.
- Профилактика несчастных случаев с обучающимися (воспитанниками) во время пребывания в ДОУ.
- Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
- Организация деятельности в ДОУ по охране здоровья обучающихся (воспитанников), в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся (воспитанникам) осуществляет медицинский работник в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере здравоохранения. ДОУ безвозмездно предоставляет медицинской организации помещения, соответствующие установленным санитарным правилам и нормативам, требованиям для осуществления деятельности, направленной на соблюдение санитарно-гигиенических норм в процессе реализации образовательных программ.
ДОУ при реализации образовательных программ создаёт условия для охраны здоровья обучающихся (воспитанников), в том числе обеспечивает: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся (воспитанников),проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, расследование и учёт несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
ДОУ обеспечивает соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся (воспитанников): соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, соответствие оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям дорожного движения), наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся (воспитанников), а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил, оснащение физкультурного (музыкального) зала и других спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарём в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных программ, оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала, формирование культуры здоровья педагогических работников ДОУ (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий).
ДОУ обеспечивает в образовательном процессе формирования у обучающихся (воспитанников) системы знаний, установок, правил поведения, привычек, отношения обучающихся (воспитанников) к своему здоровью, связанного с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (воспитанников).
ДОУ проводит работу по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении, организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни, реализацию дополнительных образовательных программ ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Обеспечивает соблюдение санитарных норм, предъявленных к организации образовательного процесса (объём нагрузки на реализации основных и дополнительных образовательных программ, время отдыха, удовлетворение потребностей воспитанников в двигательной активности).
Взаимодействует с учреждениями дополнительного образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся (воспитанников).
В образовательном процессе обеспечивает преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных ступенях дошкольного образования
Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья:
- заключён договор с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Карелия «Пряжинская центральная районная больница» (ГБУЗ «Пряжинская ЦРБ») на оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся.
- медицинский блок ДОУ соответствует установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан.
В здании имеется беспрепятственный доступ для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан в групповые помещения, музыкально-спортивные залы, кабинеты специалистов.
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с СанПиН2.3/2.4.3590-20: 1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях. 2) в соответствии с рекомендациями ТПМПК организуется динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида: при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида; обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса; чередование индивидуальных и подгрупповых занятий; повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса; корректировка времени для выполнения заданий; снижение темповых нагрузок; стимулирующая помощь взрослого; чередование видов деятельности; снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий; условия для двигательной активности ребенка; подбор специального дидактического материала и т. п.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийные установки (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале; 4 переносных мультимедийных установки в методическом кабинете.
- музыкальные центры
- переносные колонки для проведения праздников на улице;
- портативные колонки (в каждой возрастной группе);
- ноутбуки в каждой группе , у всех специалистов;
- телевизоры в каждой группе;
- умное зеркало;
- интерактивный пол.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для лиц с ОВЗ и инвалидов - отсутствует
Концепция информационной безопасности детей (утверждена постановлением Правительства РФ № 2471-р от 02.12.2015)
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ (ЗПР)
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ (ТНР)
Краткое описание Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ
ссылка: https://radugapryazha.ru/about/obrazovanie/